В связи со снижением цены на нефть регионам придется значительно уменьшить расходы
Предоставленный правительством макроэкономический прогноз, от которого зависит бюджетная политика с 2016 по 2018 годы, закладывает увеличение стоимости нефти с 50 долларов за один баррель на настоящий момент до 70 к началу 2018 года. Как рассчитали эксперты ВШЭ, это позволит стабилизировать расходы регионов на уровне текущего года.
По мнению Андрея Чернявского, являющегося автором прогноза ВШЭ, исходя из возможностей обеспечения финансами бюджетного дефицита, который составит 0,4-0,8% внутреннего валового продукта, этот проект сложный, но все же осуществимый.
Но имеется вероятность остановки цены нефти на 50 долларах. Результатом станет снижение доходной части региональных бюджетов относительно официального прогноза на 5-10%. В таком случае величина дефицита составит 1,5% ВВП, финансирование которой регионам будет не под силу. Это приведет к необходимости сокращения их расходов.
Ученые утверждают, что для подобного развития событий можно рассчитать более низкий уровень расходов, который будет на 14% меньше уровня 2009 года. В таком случае необходимо повышать эффективность расходов.
Уровень жизни в регионах
Как утверждает ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич, на протяжении последних трех лет бюджетные доходы имеют меньшие значения по сравнению с уровнем инфляции. Благодаря уплате налогов крупными компаниями-экспортерами в начале 2015 года доходы выросли на 11%, но он перекрыт значением годовой инфляции, составившей в июне 15,3%.
Начиная с 2012 года, дефицит региональных бюджетов постепенно нарастал в результате повышения заработной платы сотрудникам бюджетного сектора. Его значение в 2009 году достигло 329, а в 2014 году – 469 миллиардов рублей. Общая сумма долга в региональных и муниципалитетных бюджетах к началу 2015 года составила 2,4 триллионов рублей, что соответствует третьей части их доходов, если не учитывать трансферты.
Если стоимость нефти останется на низком уровне
В этом случае необходимо будет оптимизировать расходы в регионах. В результате замедления экономического роста снизится уровень бюджетных поступлений. Для сокращения расходов бюджета, а в регионах значительную их часть составляют повышенные заработные платы работникам бюджетной сферы, придется проводить значительные реформы в области здравоохранения и образования.
В 50-ти регионах в 2014 году уже было проведено сокращение расходов на некоторые отрасли экономики, общественный транспорт, народное хозяйство. Теперь может наступить необходимость снижения социальных расходов во многих регионах. Ситуация может сложиться таким образом, что из-за недостатка собственных средств регионам придется брать кредиты у банков. Большие суммы долга через 3-4 года могут привести к трудности его рефинансирования при ухудшении условий на финансовом рынке.
Несмотря на возможность развития подобного пессимистичного сценария, вероятность его воплощения составляет не более 30%.